Вокруг «Щелкунчика»
В самом начале ничто, казалось бы, не обещало балету «Щелкунчик» долгую жизнь. Именитый Петипа, непререкаемый и великий, обрисовав в общих чертах постановку, брезгливо передоверил её детали своему
помощнику Льву Иванову. Тому пришлось проявлять чудеса изобретательности, чтобы оживить небрежность мастера и не погубить замечательную музыку.
Любопытно, что это ему удалось. Изюминки Иванова в скучном сценарии Петипа заиграли. Вальс снежинок считается классикой до сих пор. А некоторые подробности праздника вроде партии Феи Драже всё ещё срывают
аплодисменты, хотя партия крошечная и состоит лишь из одного па де де.
Собственно, Лев Иванов показал всем последующим постановщикам неограниченные возможности, которые таит в себе великая партитура Чайковского. Первая постановка «Щелкунчика» состоялась в конце XIX века, а
уже в ХХ не нашлось ни одного хореографа, кто бы не попытался внести что-то своё в постановку. Ей уделили внимание классик Джордж Баланчин и невероятный авангардист Марк Моррис. Кто-то акцентировался на детском восприятии
рождества, кому-то импонировала идея гофмановского решения истории, когда сверкающая сказка буквально прорастает из серой повседневности, кто-то просто любил фейерверки и нашёл взрывную необычность в своём понимании балета.
Правда, до конца реализовать тонкую и трагическую душу партитуры «Щелкунчика» не удалось пока никому, хотя были приближения.
На родине Чайковского в середине прошлого века в балете «Щелкунчик» видели только замечательную историю для детей. Одно из самых ярких решений в этом направлении предложил Василий Вайнонен. Его «Щелкунчик»
в первый раз был показан на сцене всё той же Мариинки (тогда театр назывался Ленинградским театром оперы и балета имени С. М.Кирова) в 1934 году. В спектакле подчёркнутое предпочтение было отдано детскому празднику. Там
имелась ёлка, красивые куклы и всякие фокусы и игры. К слову, ёлка в оформлении сцены доминирует. Её предложил художник Владимир Дмитриев. Волшебный же сон Маши получился бессодержательным, хотя и не менее ярким. В то время
отрыв от действительности в России (СССР) не поощрялся. В итоге спектакль вышел упрощённым и плосковатым. Но зато в нём танцевала молодая Галина Уланова. И то, что не удалось постановщику, получилось у неё. Поклонники балета
вновь заговорили о великой поэтике музыки Чайковского.