Версия Юрия Григоровича
Балет «Щелкунчик» волею первых постановщиков был рождён как обычная детская сказка, красивая рождественская история. И более полувека его трактовали именно так. Вот только музыка говорила о большем. В
партитуре великого Чайковского было столько страсти и трагизма, столько смысла, что многие поколения балетмейстеров теряли покой и сон в попытках совместить несовместимое.
И потребовалось особое стечение обстоятельств, чтобы родились и – самое главное – сошлись вместе люди, которые поняли, почувствовали замысел композитора и смогли реализовать его на сцене. Эти людьми были
постановщик танцев Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе и балерина Екатерина Максимова и её партнёр Владимир Васильев. Именно их усилиями ожила на сцене Большого театра философская притча о любви и смысле жизни, ожила
в том виде, в каком её прочувствовал и записал великий Чайковский. И случилось это в 1966 году, почти 75 лет спустя после рождения музыки. Целая человеческая жизнь потребовалась для её осмысления.
Мир «Щелкунчика» в прочтении Юрия Григоровича перестал быль страной пряничных домиков, где текут молочные реки в кисельных берегах, а конфеты растут прямо на ёлках. Вся наивность и сюсюканье остались в
прошлом. Старая добрая хореографическая сказка наполнилась той мистической атмосферой, которую вложил в свою историю великий Гофман. В «Щелкунчике» Григоровича мир преобразовался в волшебное королевство Дроссельмейера, где
добро неизменно торжествует над злом, но зло при этом неистребимо, и вся жизнь поэтому становится непрекращающейся борьбой с редкими моментами торжества.
Когда Мари, пережив во сне невероятные приключения, потери, полное напряжение душевных сил и обретя счастье, просыпается и видит вокруг себя всё тот же дом и те же игрушки, к ней и зрителям приходит
понимание того, насколько коротки мгновения торжества добра. Теперь уже в реальной жизни повзрослевшей девочке придётся бороться за своё счастье с реальными мышиными королями. В балете есть момент пророчества, что именно так
всё и будет. Это когда внезапно гаснут свадебные свечи, и Мари – пока ещё рядом с Щелкунчиком – остаётся во тьме и пустоте перед тем как проснуться.
Юрий Григорович сделал из балета «Щелкунчик» настоящий манифест вечной погони за счастьем, которая не кончается никогда. Грустная получилась история и прекрасная. Она до сих пор заставляет людей радоваться
и плакать. К счастью, в ХХ веке человечество придумало, как записать и сохранить такие краткие мгновения, чтобы время от времени переживать их снова. Там великая Максимова всё ещё жива и танцует, танцует...
Записи балета «Щелкунчик» в постановке Григоровича доступны в разделе классики ХХ века.