Балет «Щелкунчик»: вольный пересказ
На самом деле «Щелкунчик» был и остаётся детским произведением. В жизни каждого россиянина так ли, иначе ли присутствует чудесное воспоминание о красивой новогодней сказке и обязательно с ним связана
музыка Чайковского, чаще «Вальс цветов» из знаменитого балета, ну или «Вальс снежинок». Трудно сказать случилось бы так, если бы великий композитор не вдохнул в эту историю свою душу.
В Москве балет «Щелкунчик» впервые представляли в 1919 году. Хореограф Александр Горский и художник Константин Коровин сделали классический детский спектакль. В роли Маши выступала девочка.
Постановка Василия Вайнонена на московской сцене повторяла эту идею. К слову, премьера прошла в Большом театре в 1939 году. Машу в спектакле танцевали две балерины – взрослая и ученица. Балет очень хвалили
за хореографические находки, но ему было ещё далеко до понимания всей глубины музыкального содержания сказки, рассказанной Чайковским.
Впервые приблизиться к истинному прочтению партитуры «Щелкунчика» удалось, пожалуй, только Юрию Григоровичу в 1966 году. Великий российский балетмейстер тогда работал в содружестве с замечательным
художником Симоном Вирсаладзе и дирижером Геннадием Рождественским. Впервые создатели попытались отойти от канонов классического либретто. Они отказались от чёткого деления спектакля на две части: детский праздник и сон
Маши. Григорович и в рассказе о семейном рождественском празднике услышал у Чайковского фантастические мечты героини и воплотил их на сцене. В постановке Григоровича сюжетные эпизоды перемежаются лирическими сценами,
призванными объяснить внутренний мир героев. Машу танцует только взрослая балерина и на протяжении спектакля проходит путь от маленькой девочки с куклой до влюблённой девушки, через страх, боль, отчаяние обретая любовь.
Декорации спектакля тоже претерпели изменения. На сцене по-прежнему ёлка, но теперь она то удаляется, то приближается, становится то страшным лесом, то украшением бального зала. Действие смещается, начавшись у подножия ёлки,
к её вершине. В итоге герои проходят непростой путь и получают в награду сияющий мир, который олицетворяет само рождественское дерево с его волшебными огнями и невероятными украшениями.
Если первые спектакли по «Щелкунчику» начинались преимущественно пантомимой, то у Григоровича танец возникает с первыми тактами музыки, с того самого момента, как на праздник собираются гости. Взрослые
кружатся в вальсе, дети шалят и играют, и в танце каждого виден его характер. Мастер кукол двигается временами изломанно и пугающе. Щелкунчик, ещё не ставший принцем, демонстрирует деревянность своих движений. Куклы-игрушки
трогательно ограничены в своих механических перемещениях. Мыши же подвижны и бестолковы, а их Король ещё и несёт угрозу своими танцевальными па.
Действие развивается по мере того, как приближается, вырастает ёлка, заполняя собой весь мир. В центре – Мастер кукол. Его танец наполнен колдовскими пассами, а вокруг него в стремительных прыжках летит
героиня, мечтая, меняясь, торопясь встретиться со своей Судьбой. И вот завершается бой с Мышиным Королём, Щелкунчик преображается в прекрасного Принца. Стремительное кружение переходит в дуэты. Вальсы, адажио рассказывают
зрителю о первой любви, счастье, исполнении желаний.
Спектакль завершается возвращением к началу. Потихоньку гаснут ёлочные огни, которые одновременно были и свадебными свечами. Отступают в темноту ёлка, принц, гости, куклы, весь мир. На сцене остаётся героиня, которая
вспоминает, что она пока ещё маленькая девочка, но у неё впереди всё только что пережитое. Она возвращается к игрушечному Щелкунчику, теперь уже зная, как многогранен мир и как разнообразны существа, населяющие его.
Хореография постановки Григоровича породила массу знаменитых танцовщиков. Не только первые партии, но и эпизодические роли обогатили отечественный балет великими мастерами танца. Балет «Щелкунчик» стал
постановкой, в которой и сейчас танцуют с удовольствием, а включение в спектакль считают наградой и удачей. Собственно, это тоже говорит о том, что работа Григоровича получилась не просто успешной, а настоящим произведением
искусства.