Щелкунчик в зазеркалье
Такую идею – волшебное зеркало в классическом «Щелкунчике» – реализовали в Красноярском оперном театре. В новой версии знаменитой сказки, которую представил на суд зрителей постановщик Сергей Бобров,
благодаря этому артефакту прекрасным принцем становится вовсе не Щелкунчик, а пожилой чародей Дроссельмейер.
Красноярский театр оперы и балета знаменит своими оригинальными постановками и разнообразием репертуара. В нём идёт опера «Евгений Онегин» на музыку Чайковского и современные мюзиклы. Много откликов в
прессе собрала опера-оратория Онеггера «Жанна д'Арк на костре». Балеты театра блистают во многом благодаря постановщику из Большого театра Сергею Боброву. В эго обработке идут спектакли «Царь-рыба» на сюжет Астафьева и «Дочь
Эдипа» по Софоклу, а так же балетный дивертисмент на основе русских классических произведений. «Щелкунчик» стал четвёртой постановкой.
К слову сказать, Бобров удивил своих почитателей выбором балета. В наши дни «Щелкунчик» – самое популярное произведение в мире. Но видимо причина кроется в семейных делах балетмейстера. Сыну Сергея Боброва
– четвёртый год, и мальчик принимал деятельное участие в обдумывании основной идеи красноярского «Щелкунчика».
Вообще говоря, постановщики всего мира изрядно поизощрялись над деревянным солдатиком-уродцем из сказки Гофмана. В Сиднее, например, главным врагом Щелкунчика бы не Мышиный король, а большевик на
броневике. В Лондоне вся история оказалась сном русской старухи, бывшей балерины. В Мариинском театре совсем недавно художник и скульптор Михаил Шемякин сделал из «Щелкунчика» сюрреалистическую историю, а в Копенгагене
русский балетмейстер Алексей Ратманский показал весьма авангардную версию спектакля.
Так вот, о Сергее Боброве. Ещё в период подготовки спектакля он объявил, что собирается сделать классическую вещь, чтобы порадовать красноярских детей в новогодние каникулы. Собственно, слово он сдержал.
Пластика спектакля, в отличие от прежних постановок мастера, является подчёркнуто традиционной. Критики, правда, отметили излишнюю логичность коллективных ансамблей, дуэтов и вариаций основных персонажей. Но, отметим, это
был бы уже не Сергей Бобров, если бы хоть в чём-то он не оставил в постановке отпечаток своей личности. Что касается его малолетнего сына, то мальчик принял участие в художественном оформлении спектакля. Точнее, рисунки
ребёнка стали основой ярких декораций. Впрочем, работал над художественным решением, конечно же, известный мастер член-корреспондент РАХ Дмитрий Чербаджи. Для спектакля он придумал около сотни костюмов, под его руководством
создавались 75 эксклюзивных масок. Была использована идея с напудренными париками и шляпами-кораблями.
Красноярский «Щелкунчик» при всей классичности танца взял своё оформлением. Нет, ёлка там была, конечно. Это же рождественская сказка. Но по ходу действия чародей Дроссельмейер превращает её в Зеркало
Времени. Из-за этого зеркала юные гости Маши превращаются во взрослых, а сам чародей наоборот молодеет и становится принцем. Более того, повзрослевшая Маша и Принц танцуют в компании со своими отражениями, в роли которых
выступают ещё семь пар в таких же костюмах. В первом акте балета большинство ролей исполняют ученики местного хореографического училища, а во втором – уже взрослые артисты театра.
Любопытно решение финала. Кукла Щелкунчик так и остаётся куклой. Получается, что сказочник Дроссельмейер нарочно рассказывал всю историю, чтобы Маша полюбила его самого. Кое-кто из критиков усмотрел в этом
решении модную педофильную тему. Короче говоря, без скандала не обошлось. Впрочем, зрители увидели только то, что чародей просто-напросто среди детей сам захотел стать ребёнком.